Краткая история выездкиРезультаты
НовостиФотоальбом
Правила
ПоложенияСтатьи
Форум


Краткая история выездки

История выездки насчитывает более 2 тыс. лет. Впервые ее начали практиковать в военных целях древние греки. Автором самого первого трактата по искусству выездки - «Иппика» - является греческий полководец Ксенофон. Древние римляне, завоевавшие Грецию в 146 веке д.н.э., продолжили успешно развивать выездку до тех пор, пока в 5 веке н.э. Римская империя не пала под натиском варваров. Варвары предпочитали мощных лошадей, которые могли нести тяжелое вооружение и доспехи.

Выездке уделялось минимум внимания - на это не было времени. 
В 8 веке Пиренеи, находившиеся под властью варваров, были оккупированы североафриканскими маврами. На своих легких лошадях мавры легко побеждали неповоротливых рыцарей один на один. Сначала мавританский стиль езды восприняли итальянцы - первое заведение по обучению ему было открыто в Неаполе. В 16 веке один из учившихся там французов привез мавританское мастерство в Версаль, после чего оно получило развитие в среде французской аристократии, превратилось в высокое искусство и распространилось в других странах. Многие искусственные элементы высшей школы нашли практическое применение на поле боя: пиаффе приводило лошадь в состояние «пружины» перед молниеносной атакой, левада использовалась для уклонения от ударов противника. Пируэт позволял быстро развернуться лицом к врагу или от него. С помощью курбета рассеивали вражескую пехоту, а выполняющая каприоль лошадь попросту перепрыгивала через головы окружающих неприятелей. Первый удар по этой школе был нанесен во времена Наполеона - характер войн изменился: стали использовать массированные кавалерийские атаки, которые делали ненужными «неестественные» для лошади элементы верховой езды. В 18 веке в Германии сформировалась новая школа, основной идеей которой стало развитие природных движений лошади. Отсюда берет свое начало классическая спортивная выездка.

Современная история Олимпиад началась в 1894 году, когда барон Пьер де Кубертен основал Международный Олимпийский комитет, задачей которого было возрождение олимпийского движения. В 1986 году прошли первые Игры современности, и местом их проведения стали Афины. Однако, дебют конного спорта на Олимпиаде произошел гораздо позже, в 1912 году, в Стокгольме, благодаря усилиям графа Кларенса фон Розена, конюшего (Master of the horse) короля Швеции. Граф разработал первые правила и программу соревнований. В Стокгольме прошли соревнования по выездке в личном зачете, конкуру в личном и командном зачете (Приз Наций) и троеборью для кадровых офицеров. В 1921 году был сформирован еще один регулирующий орган конного спорта: Международная федерация конного спорта (ФЕИ). Вполне естественно, что за почти столетнюю историю развития спорта, многое изменилось в правилах проведения соревнований. Троеборье, которое в начале века называлось Military, было уделом военных. К соревнованиям допускались только офицеры, состоящие на службе в армии на своих собственных лошадях. Соревнования проводились в четыре дня: пробег и кросс в первый день, затем испытания на скорость лошади, конкур и выездка. Олимпийские соревнования по конкуру в начале века были открыты и для спортсменов, не состоящих на воинской службе. К конкуру не допускались только лошади, принадлежащие военным кавалерийским школам. Но самые серьезные изменение претерпели соревнования по выездке. Современные поклонники этого элегантного спорта могут не поверить, но в 1912 году соревнования по выездке включали в себя и преодоление препятствий. Участники должны были прыгнуть четыре невысоких (до 110 см) препятствия, а также одно широтное препятствие. Тест также включал в себя движения на различных аллюрах, вольты, восьмерки и менки ног. В современной терминологии олимпийская программа того времени по сложности не дотягивала даже до Малого приза.

Ныне принятая программа соревнований на "Большой Олимпийский приз по выездке" базируется на естественных движениях лошади, на четком выполнении простых элементов строевой манежной езды: шаг, рысь, галоп, повороты, принимания, осаживания, мягкие переходы от одного аллюра к другому. Из арсенала старой высшей школы сохранились пассаж, пиаффе и пируэты как ее классическая составляющая.

В Кыргызстане действуют программы по выездке, соответствующие международным правилам соревнований. Во все программы входит езда основными аллюрами - шагом, рысью и галопом и выполнение на них манежных фигур. Большое значение придается правильности выполнения основных аллюров, их четкому ритму. На всех аллюрах лошадь должна идти энергично, без излишней торопливости или замедленности движений. Движения гибкие, непринужденные, спина лошади эластично колеблется под весом всадника. Переходы с одного аллюра на другой, а также изменение скорости движения выполняются точно в местах, предусмотренных программой езды - быстро, но не резко. Ритм аллюра четко сохраняется до остановки или перехода на другой аллюр. На остановке лошадь стоит спокойно и неподвижно, ровно на всех ногах, в готовности по первому требованию всадника начать движение. Осаживание выполняется по прямой линии на число шагов, предусмотренное программой. При выполнении боковых движений корпус лошади равномерно сгибается от головы до хвоста вокруг шенкеля всадника. При движении вдоль стены отклонение от нее составляет около 30 °. Если при боковом движении голова лошади обращена к стене, оно называется траверс. Если же передняя часть лошади отклонена внутрь манежа, а хвост обращен к стене, упражнение называется ранверс. При принимании по диагонали манежа корпус лошади остается все время почти параллельным боковой стенке. Элементами высшей школы верховой езды являются пируэт (полупируэт) на галопе, перемена ног на галопе через один или два темпа, пассаж и пиаффе.

Пируэт - круг, выполняемый в два следа, радиусом, равным длине корпуса лошади. Лошадь двигается собранным галопом вокруг одной из задних ног, которая переступает почти на месте, четко отбивая такт движения. Пируэт или полупируэт (полукруг) выполняется и на собранном шагу; это упражнение входит во все программы по выездке.


Пассаж- короткая собранная и очень ритмичная рысь. Лошадь сильно сгибает запястные и скакательные суставы, высоко поднимая диагональные пары ног и как бы задерживая их в воздухе, из-за чего фаза подвисания выражена особенно четко. Эти движения эластичны и элегантны настолько, что, кажется, лошадь не касается земли. Пиаффе - элемент, выполняемый на месте. Как и при пассаже, лошадь поднимает переднюю ногу до высоты половины пясти, а заднюю - до одной трети плюсны опирающейся ноги, но при этом не сдвигается с места. Переходы от пассажа к пиаффе и обратно должны быть легкими и плавными.

Независимо от сложности выполняемой программы всадник должен продемонстрировать легкость, непринужденность и гармоничность движений лошади, правильность ее реакции на воздействия средствами управления, которые должны быть почти незаметными, чтобы у зрителей создавалось впечатление, будто лошадь самостоятельно выполняет все упражнения. Выступления участников международных соревнований по выездке оценивает коллегия из пяти судей, которые находятся в специальных кабинах в 5 м от короткой стороны манежа. Всадник въезжает в манеж, останавливается на средней линии на указанной в программе точке и приветствует судей, которые с этого момента и до заключительного приветствия оценивают каждое упражнение, а также общую гармоничность движений лошади, посадку всадника и его умение управлять лошадью по десятибалльной системе. После окончания выступления в каждом протоколе подводится итог и из суммы оценок вычитаются штрафные очки за ошибки и превышение отведенного для выступления времени. Затем итоги всех протоколов суммируются. Полученное количество баллов переводится в проценты, которые показывают результат выступления спортсмена и занятое им место. Для окончательного определения победителей и призеров соревнований на Большой приз по выездке участники, показавшие лучшие результаты (от 3 до 12-в зависимости от числа стартовавших), выступают повторно по программе Большого специального приза.