Главная » Статьи » О разном » Иппотерапия |
Г.В.Дремова, П.Л.Соколов, В.И.Столяров Предисловие Иппотерапия - лечебная гимнастика на лошади ("hippos" - по-гречески "лошадь") - давно известная эффективная терапевтическая помощь для больных с различными заболеваниями [Rommel, 1978].
Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения на лошади для лечения и реабилитации некоторых категорий инвалидов были предприняты в начале 50-х годов в ФРГ, странах Скандинавии, а затем Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польши и Франции. В 60-х годах, как отмечает Kuprian [1986], доктор Reichenbach М. в основанной им больнице в горной деревне Бинкейройт (ФРГ) занимался лечением своих пациентов, используя верховую езду на лошади. Это называлось им "верховая езда как терапия". В последние годы в указанных странах иппотерапия (терапевти-ческая верховая езда) используется в системе комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Одной из первых публикаций о применении лечебной верховой езды является статья доктора Druschky [1961] "Гимнастика на лошади, как дорога к исцелению". В дальнейшем появились работы и других авторов [Квирквелия, Цверава, 1982; Цверава, 1985; Цверава, Лория, 1983; Цверава, Цагарели, 1986; Чхиквишвили, Жоржоладзе, Качарава, 1986; Karte, 1989; Kluwer, 1989; Knipp, 1989; Kuprian, 1986; Lang, 1986; Riede, 1993; Rommel, 1978; Strauss, 1991; Zahradka, 1993 и др.]. Многочисленные публикации в научных и популярных изданиях привлекли внимание специалистов к новому методу реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Вопросам терапевтической верховой езды посвящен ряд международных конгрессов, регулярно проводимых с 1974 года и по настоящее время. Несмотря на такое внимание специалистов к иппотерапии до сих пор не решен ряд важных вопросов ее практического использования в работе с инвалидами, особенно инвалидами вследствие ДЦП. Данная работа и посвящена анализу этих вопросов, важнейшими среди которых являются:
Все эти вопросы анализируются применительно к инвалидам вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). За последние годы эта патология вышла на одно из первых мест по частоте встречаемости среди поражений нервной системы в детском возрасте во всех странах мира и является одним из инвалидизирующих заболеваний детского возраста.
В России удельный вес детей с ДЦП составляет в 90-х годах 46,3% от всей другой патологии. В целом же заболеваемость церебральным параличом возросла на 0,17 на 1000 человек и составляет 1,88 на 1000 детей [см. Никитина, 1977; Сологубов, 1992]. Как известно, ДЦП - полиэтиологическое заболевание, которое чаще всего начинается внутриутробно и более чем в 60% случаев продолжает развиваться в первые годы жизни ребенка. По литературным данным, в настоящее время насчитывается до 400 факторов, способных нарушить ход нормального внутриутробного развития. В их числе отмечаются: ранний и поздний токсикозы беременных, несовместимость крови по системе АВ0 и резус-фактору, хроническая гипоксия плода и асфиксия в родах, внутриутробное инфицирование плода, нейроинфекции, неблагоприятные экологические факторы и др. Клиническая картина двигательных, психических и речевых расстройств настолько разнообразна, что до настоящего времени отсутствует общепринятая единая классификация детского церебрального паралича. В России принята классификация, предложенная Семеновой [1976, 1984]. Согласно этой классификации, выделяются следующие формы данного эаболевания: 1. Двойная гемиплегия - в основе клиники имеет тетрапарез, причем, либо в одинаковой степени нарушены функции верхних и нижних конечностей, либо в основном поражены верхние конечности. Инвалиды с этой формой ДЦП в связи с их полной некурабельностью подлежат помещению в интернат системы социального обеспечения. 2. Спастическая диплегия - страдают свыше 50% инвалидов ДЦП. При данной форме заболевания поражение нижних конечностей более выражено, чем поражение верхних конечностей. Двигательные нарушения у инвалидов со спастической диплегией вызваны тем, что сначала развиваются патологические синергии в мышцах верхних и нижних конечностей, затем на их основе формируются патологические установки (чаще сгибательные), а позже контрактуры. При данной форме часто наблюдаются различные формы дизартрий, задержка психического развития, зачастую с выходом в олигофрению. 3. Гиперкинетическая форма наблюдается у 20-25% всех инвалидов с указанной патологией и характеризуется наличием насильственных движений, разнообразных по виду: наиболее часто встречаются двойной атетоз, хореоатетоз, хореический гиперкинез. 4. Атонически-астатическая форма детского церебрального паралича в отличие от других форм характеризуется сочетанием патологических тонических рефлексов с низким тонусом мышц и расстройством координации. 5. Гемипаретическая форма предполагает нарушение функций одноименных конечностей. В последние 2-3 десятилетия очень тяжелые формы ДЦП стали встречаться значительно реже. Так, двойная гемиплегия наблюдается лишь в 12-15% случаев от общего числа этих больных, в то время как в конце 50-х годов эта форма ДЦП отмечалась значительно чаще (в 20-25% случаев). Несмотря на разнообразие развития и клинических форм ДЦП, общим для этого заболевания является аномальное распределение мышечного тонуса и нарушение координации движений. Развитие аномалий строения и функции центральной нервной системы на ранних этапах развития ребенка приводит к формированию в последующем стойкого двигательного дефицита вследствие нарушения естественной динамики становления как двигательных, так и высших корковых функций.
Одним из факторов, оказывающих воздействие на формирование двигательных расстройств при детском церебральном параличе, является патология афферентной импульсации. В норме любое произвольное движение представляет собой замкнутый рефлекторный акт, во время которого поток центробежных импульсов, иннервирующих участвующие в движении мышцы, сочетается с непрерывным потоком импульсов, идущих от проприорецепторов к различным отделам мозга. Эта непрерывная проприоцептивная информация необходима для осуществления любого целенаправленного движения, так как с ее помощью производится коррекция точности, быстроты, силы и других факторов, характеризующих движение. Приток постоянных импульсов от глубоких мышечных рецепторов имеется и в состоянии покоя. Благодаря им соответствующие структуры получают информацию о положении тела в пространстве, регулируют постуральный тонус, антигравитационное напряжение мышц. В условиях патологии, при поражении высших отделов двигательного анализатора, непрерывный поток проприоцептивной импульсации вызывает нарушение тонуса мышц, особенно мышц-разгибателей, участвует в формировании спастичности и гиперкинезов [Журавлев, Перхурова, Семенова, Витензон, 1986; Исанова, 1993; Левченкова, 1982; Kabat, Knott, 1953]. По данным большинства авторов, занимавшихся изучением ДЦП, расстройства интеллекта встречаются у данной группы инвалидов достаточно часто [см. Ваганов, Боровик, Бондарь, 1994; Добровольская, 1991; Левченко, 1991; Семенова, 1984; Bowiey, Gardner, 1980]. Клиническая картина интеллектуальных расстройств у инвалидов ДЦП дополняется особенностями характерологического развития личности. Так, например, в подростковом возрасте нередко формируются затяжные реактивные состояния, связанные с переживаниями из-за своего физического дефекта. Эти реактивные состояния проявляются в негативизме (отказ от процедур и т.п.) или в депрессии [Калижнюк, Шевченко, 1985; Кириченко, Калижнюк, 1983; Психологические исследования..., 1989]. Течение ДЦП при всех его формах подразделяется на раннюю, начальную резидуальную и позднюю резидуальную стадии. Поздняя резидуальная стадия считается самой тяжелой и малоперспективной в отношении восстановления и развития двигательных, психических и речевых функций. На этой стадии деформации конечностей обычно стойкие, фиксированные, связанные с вторичными изменениями в суставных сумках и потерей сухожилиями эластичности. Лечебная физкультура, физиотерапевтические и ортопедические мероприятия часто оказываются недостаточно эффективными. Сложность и в большинстве случаев недостаточная эффективность мероприятий по реабилитации инвалидов в поздней резидуальной стадии ДЦП обусловливают необходимость поиска новых форм коррекционной работы с данной группой инвалидов [Бада-лян, Журба, Тимонина, 1988; Камалов, Афанасенко, 1983; Манович, Жуховицкий, Дементьева, 1969; Меженина, 1966; Цукер, 1970; Эйдинова, 1969; Bobath K., Bobath B., 1956; Bosch, 1972; Haskell, Barrett, Taylor, 1977]. Решая вопросы социальной интеграции и реабилитации инвалидов вследствие ДЦП важно учитывать и социально-психологические особенности этой группы инвалидов [Доброволь-ская, 1991; Изучение особенностей..., 1991; Калижнюк, Шевченко, 1985; Медико-социальная реабилитация..., 1991], как и инвалидов вообще [см. Полунин, 1991; Психологические исследования..., 1989; Финкель, 1991]. С точки зрения жизненной ситуации для инвалидов с ДЦП характерны отгороженность от жизни общества, неудовлетворенность своим положением, которая связана прежде всего с одиночеством, с наличием проблемы приспособления к своему положению и необходимостью преодоления психологического дискомфорта. Для этих лиц крайне затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи. Даже работающие (и не являющиеся надомниками) инвалиды практически не участвуют в жизни общества, часто испытывают по отношению к себе настороженное, а то и недоброжелательное отношение со стороны администрации и здоровых коллег. К наиболее часто встречающимся отклонениям в эмоционально-волевой сфере у инвалидов с ДЦП относятся эмоциональная вялость, апатичность, зависимость от опекающих лиц, невысокая мотивация к самостоятельной деятельности, тем более - направленной на коррекцию собственного болезненного состояния, невысокий адаптивный потенциал. Частично эти черты являются составляющими элементами психоорганического синдрома, частично - следствием гиперопеки больного ребенка в социально благополучной семье [Мамайчук, Чавес, 1991; Мартынов, 1992, 1993]. По мнению Семеновой [1976, 1984], у ряда пациентов, с раннего возраста находящихся в домах ребенка и специализированных интернатах, развитие такого рода расстройств связано с психической депривацией, а сложившаяся социальная ситуация обусловливает указанные особенности личности инвалидов с ДЦП. Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды вследствие ДЦП, настолько серьезны, что для многих становятся непреодолимыми на пути их социальной адаптации. Эти лица постепенно теряют надежду устроиться на работу, уходят в себя, чувствуют свою ненужность и требуют повышения группы инвалидности. Громадную опасность в этой ситуации представляет пессимистический взгляд на возможности инвалидов с ДЦП, который прочно укоренился в сознании многих медицинских и социальных работников. Особенно тяжелой и малоперспективной в отношении восстановления и развития двигательных, психических и речевых функций считается поздняя резидуальная стадия ДЦП [Бадалян, Журба, Тимонина, 1988; Добровольская, 1991; Исанова, 1993; Семенова, Махмудова, 1979]. Более прогрессивной нам представляется точка зрения тех реабилитологов, которые считают, что "... неспособность пациента достичь соответствующих целей - это поражение не пациента, а персонала, который не создал технику и программу, соответствующую возможностям пациента" [Тardieu, 1968]. Даже инвалиды, имеющие тяжелую степень двигательных нарушений, при создании определенных условий могут найти применение своим ограниченным возможностям. Ведущие зарубежные реабилитологи, рассматривая ДЦП не только как болезнь, но и как совокупность обстоятельств, в которых вынужден жить человек, считают, что важно предложить ему такие виды помощи, которые позволили бы ему приспособиться к этим обстоятельствам и жить максимально полноценной жизнью, наблюдая за состоянием пациента до достижения им возможного уровня реабилитации. В настоящее время для лечебного, оздоровительного и социально-педагогического коррекционного воздействия на инвалидов с ДЦП используется комплекс разнообразных средств и методов. Какое место среди них может и должна занимать иппотерапия?
1. Место иппотерапии в системе средств лечебно-оздоровительного и социально-педагогического воздействия на инвалидов c ДЦП Лечение инвалидов с ДЦП, как отмечают специалисты, должно быть комплексным, включать мероприятия по расширению двигательных, речевых и психических возможностей, с использованием всех имеющихся реабилитационных средств [см. Бадалян, Журба, Тимонина, 198 8; Бодажков, Чабан, 1990; Верхало, 1990; Восстановительное лечение детей..., 1991; Гавриков, Северина, 1988; Герцен, Лобенко, 1991; Грандо, Дмитриева, 1980; Гончарова, 1982; Кассирский, Воробьев, 1988; Костадинов, Краев, 1987; Курбанова, Барская,1989; Мартынов, 1992, 1993; Мольская, 1991; Полунин, 1991; Сахно, Осипова, 1993; Сермеев, Ефименко, 1990; Cotton, 1970; Cotton, Parnwell, 1967]. Средствами реабилитации инвалидов вследствие ДЦП являются методы социально-восстановительного действия, психологической коррекции, физической реабилитации (ЛФК, массаж, рефлексотерапия, светолечение, электролечение, вибротерапия, магнитотерапия, теплолечение, водолечение), и профессиональная ориентация. Методы лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и рефлексотерапии применяются на всех этапах реабилитационного лечения с учетом тяжести функциональных нарушений и общих противопоказаний к этим методам лечения. Лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детским церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и является естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата [Мошков, 1982]. Высокая эффективность лечебной гимнастики при церебральных параличах отмечена в ряде работ [см. напр. Бадалян, Журба, Тимонина, 1988; Бодажков, Чабан, 1990; Бортфельд, Рогачева, 1986; Гончарова, 1982; Желенкова, 1989; Исанова, 1993; Каптелин, 1986; Лечебная физкультура..., 1995; Манович, Жуховицкий, Дементьева., 1969; Меженина, 1966; Мирзоева, Бортфельд, Городецкая, Данилова, 1972; Физиотерапия, 1986; Bowiey, Gardner, 1980; Carrington, 1971; Haskell, Barrett, Taylor, 1977]. В настоящее время для реабилитации лиц с ДЦП используют различные методики лечебной физкультуры. Семенова [1976] предлагает методику ЛФК для детей первых двух лет жизни и старше, но с тяжелыми формами заболевания. Методика основана на знании закономерностей двигательного развития здорового ребенка и механизмов формирования двигательной патологии у детей с церебральным параличом. Штеренгерц [1986] разработал методику ЛФК для детей школьного возраста, в которой с учетом анатомо-физиологических механизмов детского организма при проведении занятий и обучению трудовым навыкам особое внимание уделяется эмоциональному фону. Бортфельд и Рогачева [1986] рекомендуют сочетать лечебную гимнастику с педагогическими мероприятиями. Согласно методике, предложенной Bobath K. и Bobath B. [1956], прежде чем обучать инвалида нормальному движению, необходимо изменить патологический двигательный стереотип. Основным приемом является укладка парализованного ребенка в позу "эмбриона". Для инвалидов, страдающих атонической формой ДЦП, примененяется методика Kabat [1953], которая ставит целью выработку движений с помощью определенных приемов активизации мотонейронов спинного мозга, осуществляющих сокращение мыщц. При этом инвалидам с сохраненным нормальным уровнем психического развития рекомендуется вначале выполнять движения мысленно. Для лиц с ограниченными двигательными возможностями, с которыми во время занятий не удается установить контакт, а также для инвалидов с задержкой психомоторного развития рекомендуется методика Vojta [1981]. Для устранения контрактур нижних конечностей у инвалидов ДЦП Умханов (1985) предлагает использовать компрессионно-дистракционные аппараты. При этом, по его мнению, происходит подавление высокой рефлекторной активности мотонейронов, иннервирующих спастичные мышцы и увеличивается объем движений в суставах. Общими и обязательными принципами для всех упомянутых методик являются: 1) регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики, 2) строгая индивидуализация упражнений ЛФК, 3) применение средств и форм ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом и психическим развитием лиц с ограниченными возможностями, 4) постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки. В поздней резидуальной стадии ДЦП основная цель ЛФК - нормализация двигательной деятельности инвалида путем воспитания установочных и подавления тонических мышечных рефлексов [см. Бадалян, Журба, Тимонина, 1988; Бортфельд, Рогачева, 1986; Семенова, 1976; Семенова, Штеренгерц, Польской, 1986; Eason, Smith, Caron, 1984]. Частными задачами, по мнению таких авторов, как Бортфельд и Рогачева [1986], Витензон, Бравичев, Журавлев [1974], Семенова с соавторами [1986], Штеренгерц [1986] и др., является улучшение подвижности в суставах, стабилизация опороспособности, повышение работоспособности организма, обучение правильному дыханию, восстановление двигательной активности, воспитание схемы тела (позы) и осанки, тренировка системы равновесия, улучшение координации движений. При этом, как отмечает Тardieu [1968], следует иметь в виду, что "больной с двигательными расстройствами церебрального происхождения не только не может действовать, но он никогда не знает, как действовать". Каптелин [1986] указывает на эффективность гидрокинезотерапии - лечебной гимнастики в воде. Часто несмотря на все принимаемые меры у инвалидов ДЦП формируется тугоподвижность в суставах, переходящая в контрактуры. В этом случае бывает целесообразно лечение гипсовыми повязками, ношение ортопедической обуви, при необходимости назначаются ортопедические устройства, которые позволяют многим инвалидам принять вертикальную позу и самостоятельно передвигаться [Андрианов, Затекин, Козюков, 1991; Восстановительное лечение..., 1991; Герцен, Лобенко, 1991; Каптелин, 1986; Курбанова, Барская, 1989; Blum, 1993]. Ортопедические устройства для лиц с ограниченными двигательными возможностями применяются на различных этапах реабилитации, а также после завершения восстановительного лечения. Эти устройства способствуют сохранению правильной исходной позы при стоянии и ходьбе, создают условия для уменьшения спастичности и улучшения функции ослабленных мышц, способствуют нормализации движений в суставах конечностей и функций мышц при ходьбе и стоянии [см. Витензон, Бравичев, Журавлев, 1974; Семенова, Махмудова, 1979]. Для получения благоприятных результатов в комплексе реабилитационных мероприятий инвалидов с ДЦП большое значение имеет применение массажа, который улучшает кровообращение, увеличивает тонус и силу пораженных мышц, снижает их спастичность [Белая, 1994; Бортфельд, Рогачева, 1986; Васичкин, 1991; Дюкова, Лернва, 1985; Куничев, 1985; Семенова, 1976; Семенова, Штеренгерц, Польской, 1986; Штеренгерц, 1986].
Почти все приемы и методы воздействия лечебного массажа в основном направлены на нормализацию рефлекторной деятельности центральной нервной системы. Причем, наиболее эффективными являются следующие методики массажа: 1) классический лечебный массаж, 2) массаж для улучшения дыхания, 3) сегментарный массаж, 4) точечный массаж. Для снижения возбудимости двигательных клеток спинного мозга и воздействия на трофические процессы прежде всего проводят массаж паравертебральных спинномозговых сегментов в области нижнегрудных, поясничных, крестцовых позвонков для воздействия на нижние конечности [Белая, 1994; Куничев, 1985; Штеренгерц, 1986]. В качестве вспомогательного средства для снижения спастичного тонуса мышц используют локальное воздействие холодом - криотерапию. Применение холода над спазмированными мышцами верхних и нижних конечностей снижает скорость проведения импульсов по нервным волокнам и угнетает чувствительность таких рецепторов как мышечные веретена, в результате чего увеличиваются сила и объём произвольных движений [Левченко, 1991; Bobath K., Bobath B, 1956]. В комплексе восстановительного лечения инвалидов с детским церебральным параличом применяется: рефлексотерапия, светолечение, магнитотерапия, парафино- и грязелечение, бальнеотерапия (углекислые, сероводородные, радоновые, хвойные, иодобромные, скипидарные ванны), души, аппаратная физиотерапия, использующая электрические токи, различные по своим характеристикам: напряжению, форме, частоте колебаний, направлению и т.д. [см. Бурыгина, 1987; Герцен, Лобенко, 1991; Меженина, 1966; Мольская, 1991; Семёнова, Штеренгерц, Польской, 1986; Физиотерапия, 1986]. Часто, отмеченные выше методы реабилитационного воздействия в отношении инвалидов с ДЦП в поздней резидуальной стадии сводятся к применению медикаментозной терапии и массажа в сочетании с приемами лечебной физкультуры или ортопедо-хирургическим, что способствует лишь временной коррекции двигательных нарушений и часто не приводят к достижению реального результата. По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. Как и лечебная физическая культура, она основана на использовании биологической функции живого организма - функции движения, которая имеет для человека не только биологическое, но и социальное значение. Иппотерапия действует на организм как единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объясняется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет восстановить и даже улучшить физическое состояние лиц с ограниченными двигательными возможностями, а также способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции инвалидов вследствие ДЦП. С чем связана возможность социально-педагогического и оздоровительного воздействия иппотерапии на инвалидов с ДЦП? Основы оздоровительного воздействия верховой езды заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовать и систематизировать свои движения. Можно выделить несколько факторов воздействия иппотерапии на инвалида. Одним из наиболее действенных можно считать координаторную нагрузку. При посадке на лошади формируется оп-ределенная схема фиксации тела. Всадник удерживается прежде всего напряжением приводящих мышц бедер, фиксирующим таз в седле или непосредственно на теле животного. В удержании тела в вертикальном положении значительную роль играет система координации и активность мышц таза и спины. Нагрузка на мышцы нижних конечностей может регулироваться при изменении степени опоры на стремена (при их использовании). При сильной опоре степень напряжения приводящих мышц ниже, при слабой - выше.
Сама по себе опора на стремена в фиксации тела здорового всадника играет не столь значительную роль. При посадке инвалида, страдающего двигательными расстройствами, значение ее возрастает. Опора осуществляется прежде всего на стопы, фиксированные в стременах, сохраняющих подвижность как минимум в сагиттальной плоскости и ограничивающих ее во фронтальной. В таком случае создается возможность переменной нагрузки на мышцы не только задней, но и передней групп голени при относительной фиксации голеностопного сустава в положении, близком к физиологическому. И, наконец, всадник может удерживаться в сагиттальной плоскости, поддерживаясь руками за поручни специального иппотерапевтического гурта или вспомогательного ремня на шее животного. Опора на стремена и использование верхних конечностей для удержания тела на лошади имеют свое значение на начальном этапе работы или же у инвалидов с выраженными моторными и координаторными расстройствами. В процессе занятий иппотерапией инвалид постепенно высвобождает свои верхние конечности для управления лошадью с помощью поводьев и снижает степень опоры на стремена, приближаясь к свойственной здоровому всаднику посадке. Предопределенность естественной позы всадника как единственной физиологически и биомеханически верной также выступает в роли терапевтического фактора. var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } } | |
Просмотров: 2034 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |