Главная » Статьи » О разном » Иппотерапия

Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП

Лишь 9,8% всех инвалидов заинтересовались лечебной верховой ездой благодаря информированности от больных, ранее занимавшихся иппотерапией, или по рекламным сообщениям в средствах массовой информации. При этом нельзя не отметить, что в рекламе практически отсутствует обоснование иппотерапии как одного из методов оздоровления и реабилитации инвалидов и, как следствие - отношение к иппотерапии как к коммерческой услуге. Естественно, получая такую информацию, лица, имеющие ограниченные двигательные возможности, расценивают иппотерапию как недоступный для себя вид деятельности.

 

На вопрос об оценке субъективной значимости иппотерапии она была отнесена инвалидами вследствие ДЦП на первое место из всех методов физической реабилитации.

 

При этом подавляющее большинство опрошенных - 92,1%, главным для себя в занятиях иппотерапией считают самоутверждение, являющееся результатом повышения самооценки. 81,4% респондентов отмечают улучшение двигательных показателей (походки, способности более свободного передвижения и т.п.) в результате занятий иппотерапией (это подтверждают и результаты проведенного исследования функционального состояния инвалидов после курса иппотерапии). Для 54,3% опрошенных иппотерапия - это расширение круга общения и удовольствие от движения.

 

Занимаясь рядом со здоровыми, 86,2% опрошенных инвалидов отмечают ощущение равных возможностей; 12,7% испытывают неловкость и стеснение." Я их не замечаю", - такой убедительный ответ дала одна из пациенток на вопрос о том, что она испытывает находясь рядом со здоровыми.

 

Результаты опроса инвалидов с ДЦП, занимающихся иппотерапией, свидетельствуют о повышении уровня их жизненной активности.

 

В ходе опроса выявилось, в частности, что 5 человек (из 31) изменили свой общественный статус и создали свою семью. 48,5% опрошенных инвалидов отмечают возросшую активность в других сферах, не связанных с иппотерапией. причем, это выражается как в проявлении интереса к другим видам физической активности, так и в появлении новых увлечений, интересов, в большинстве своем так или иначе связанных с лошадьми: это и знакомство с различными породами лошадей, конным спортом, посещение соревнований и театрализованных конных представлений, праздников, регулярно проводимых на спорткомплексе "Битца", и т.п.

 

7 инвалидов из экспериментальной группы поступили учиться или нашли работу, причем, по свидетельству респондентов, такое стало возможно только после начала занятий иппотерапией, результаты которых заставили их поверить в свои силы.

 

В ходе анкетирования родителей, имеющих детей-инвалидов вследствие ДЦП, на основе специально разработанной анкеты было опрошено 22 человека.

 

Опрос показал, что 93,1% родителей получили информацию об иппотерапии как виде реабилитационного лечения в Реабилитационном центре для подростков и взрослых инвалидов с ДЦП; 6,9% родителей из всех опрошенных, были информированны от родителей, имеющих детей-инвалидов, которые ранее занимались лечебной верховой ездой.

 

При этом следует заметить, что большинство родителей изначально не верили, что лечебная верховая езда подойдет для их ребенка, сомневались в способностях своих детей, достижении какого-либо эффекта от занятий иппотерапией.

 

Этому способствовали также технические сложности, связанные с передвижением на транспорте, и, в большей степени то, что начиная с раннего детства их дети получали всевозможные виды лечения и часто не достигали того эффекта, на который надеялись. В результате, родители по мере взросления своих детей замечали у них снижение двигательной активности, нежелание выполнять обязательные комплексы рекомендуемых физических упражнений, расцениваемые ими как рутинные.

 

Разрешая своим детям заниматься лечебной верховой ездой, родители уступали просьбам самих детей, которые надеялись, что иппотерапия поможет им изменить свою жизнь, обрести уверенность в своих силах, расширить круг знакомств (о чём свидетельствуют результаты анкетирования, предложенного инвалидам, занимающимся иппотерапией). Некоторые родители не возражали против занятий лечебной верховой ездой, просто считая, что хуже от занятий не будет.

 

Результаты опроса родителей показали также, что все инвалиды вследствие ДЦП, начиная с раннего возраста, получали различные виды реабилитационного лечения.

 

При оценке родителями эффективности этих воздействий 62,4% отдали предпочтение методам физической реабилитации. 38,9% отметили важность социально-психологических мероприятий для своих детей. Как следует из результатов опроса, в первую очередь это связано с обеспокоенностью родителей перед решением проблем дальнейшего обучения детей-инвалидов, трудоустройства и адаптации их в обществе.

 

Оценивая результаты занятий своих детей-инвалидов иппотерапией, все родители отмечали изменения в физической и эмоциональной сфере занимающихся детей. По их мнению, это выражается у детей в увлеченности занятиями иппотерапией, улучшении настроения. Кроме того, родители подчеркивают повышение мотивации детей на различные виды физической активности и другой деятельности, порой даже не связанной с иппотерапией. Как считают родители, это вселяет в них надежду на будущее.

 

В ходе анкетирования специалистов-реабилитологов на вопросы анкеты ответили 35 реабилитологов, работающих в области неврологической реабилитации, в том числе с инвалидами с ДЦП.

 

41,2% респондентов составили специалисты, работающие в социально-психологической области реабилитации инвалидов с ДЦП - психологи, психиатры, воспитатели и педагоги, 58,8% - специалисты, занимающиеся физической реабилитацией инвалидов вследствие ДЦП (врачи-невропатологи, терапевты, физиотерапевты, кинезотерапевты).

 

11,6% всех специалистов были информированы об иппотерапии как методе физической реабилитации в основном из средств массовой информации, причем, в своей практике не сталкивались с пациентами, занимающимися лечебной верховой ездой.

 

Распределяя по степени важности различные методы реабилитационных воздействий на инвалидов с ДЦП, большинство (72,5%) специалистов отдают предпочтение традиционным методам физической реабилитации (массаж, лечебная гимнастика). При этом 59,5% опрошенных отмечают изменения в физической, эмоциональной и социально-психологической сферах инвалидов, занимающихся иппотерапией.

 

Приоритет социально-психологических мероприятий в системе реабилитации инвалидов с ДЦП в поздней резидуальной стадии отмечают 39,4% опрошенных специалистов, большинство из которых составляют работники социально-психологических служб. причем, работая в непосредственном личном общении с инвалидами, данная группа специалистов высоко оценивает изменения в социально-психологической сфере инвалидов в результате занятий иппотерапией, ставя их на одно место с результатами комплексного реабилитационного лечения.

 

Многие из специалистов отмечают тенденцию к снижению значимости физиотерапевтического и медикаментозного лечения для инвалидов с ДЦП в поздней резидуальной стадии (этим средствам специалисты отводят соответственно четвертое и пятое места в комплексе реабилитационных мероприятий).

 

65,8% опрошенных реабилитологов отметили позитивные изменения в физическом состоянии инвалидов с ДЦП в результате занятий иппотерапией, выраженные, по их мнению, в улучшении двигательного статуса, за счет снижения спастики и гиперкинезов, улучшении позовых характеристик при ходьбе, более качественном выполнении физических упражнений.

 

49,2% специалистов считают, что эффект от занятий иппотерапией для инвалидов вследствие ДЦП был наиболее выражен в социально-психологической области реабилитации. При этом отмечаются динамические изменения в коммуникативной сфере, улучшение в психо-эмоциональном состоянии инвалидов, импрессивной и экспрессивной речи, обучаемости и навыков практического самообслуживания.

 

Опрос специалистов показал, что их недостаточная информированность об иппотерапии как методе реабилитации, а также о возможностях и двигательном потенциале инвалидов вследствие ДЦП, является одной из основных причин "непопулярности" среди них иппотерапии при выборе методов физической реабилитации для данного контингента инвалидов.

 

Следует заметить, что из-за неорганизованной в широком масштабе помощи инвалидам с использованием такого, якобы "экзоти-ческого", элитного вида как верховая езда, инструкторы, в большинстве своем, имели опыт работы лишь с отдельными больными.

 

Тем не менее, улучшение физических показателей в разной степени у занимающихся иппотерапией отмечают все опрашиваемые специалисты. Подчеркивается, что в процессе занятий инвалиды становятся более коммуникабельными, при появлении первых успехов обретают все большую уверенность в своих силах, у них появляется мотивация регулярно посещать занятия иппотерапией

 

Среди недостатков и ограничений метода специалистами была отмечена большая трудоемкость проведения занятий, высокая ответственность с точки зрения соблюдения правил техники безопасности, технические сложности, связанные с недостаточностью или отсутствием специального снаряжения и приспособлений для работы с инвалидами, особенно передвигающимися на колясках, а также высокие требования к подбору лошадей для занятий с инвалидами.

 

К этим трудностям необходимо добавить проблему подготовки специалистов для квалифицированного и эффективного использования иппотерапии в работе с инвалидами. В Германии, например, лечебная верховая езда давно существует в рамках государственной программы реабилитации и предусматривает подготовку специалистов-иппотерапевтов. Вместе с тем широкое развитие иппотерапии стало возможным здесь благодаря привлечению к проведению занятий большого количества волонтеров, которые всячески опекают инвалидов и оказывают помощь в проведении занятий.

 

Информация, полученная в ходе проведенного социологического исследования, подтверждает, таким образом, ранее сделанный вывод о том, что иппотерапия, дополняемая спартианской программой, оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние инвалидов с ДЦП и тем самым играет важную роль в их социальной интеграции и реабилитации.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Положение о Спартианском клубе "Царицыно"

 

1. Спартианский клуб "Царицыно" создан на добровольных началах при Реабилитационном центре для подростков и взрослых инвалидов с детским церебральным параличом (РЦ ДЦП), с целью организации отдыха, общения и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

 

2. Основные задачи и направления деятельности Клуба:

 

- налаживание постоянных контактов, тесного общения лиц с ограниченными двигательными возможностями и членов их семей;

 

- организация спартианского образования для членов Клуба;

 

- оказание помощи членам Клуба в подготовке к Спартианским играм, проводимым отделениями и Координационным комитетом спартианского движения;

 

- проведение спартианских игр, соревнований, конкурсов, выставок в целях отдыха, развлечения инвалидов, проверки итогов их деятельности по совершенствованию своих физических и духовных способностей;

 

- психолого-педагогические консультации, а также реабилитационные и профилактические мероприятия с использованием традиционных и нетрадиционных методов для членов Клуба;

 

- установление контактов с другими клубами, организациями, семьями, отдельными лицами для проведения с ними совместных акций, организации общения.

 

3. Каждый член Клуба в соответствии со Спартианским Кодексом, своими возможностями и планами на будущее ежегодно разрабатывает для себя индивидуальную программу самосовершенствования и стремится ее выполнить.

 

4. Данная программа и ход ее выполнения находят отражение в Спартианском паспорте, который каждый член Клуба получает при вступлении в Клуб "Царицыно", где фиксируется разработанная программа самосовершенствования и успехи в ее реализации.

 

В паспорте указываются: Ф.И.О. владельца; год его рождения; название Клуба, членом которого он является; отделение спартианского движения, при котором создан Клуб; серия и N паспорта.

 

В паспорте три раздела.

 

1-й раздел - "Участие в Спартианских играх". В этом разделе содержатся сведения о тех Спартианских играх, в которых принимал участие владелец паспорта, где и когда проводились эти Игры, каких успехов он добился на них.

 

2-й раздел - "Достижения в самопознании и саморазвитии". В этом разделе наставник владельца паспорта отмечает:

 

а) выявленные на основе тестирования показатели владельца, связанные с его здоровьем и физическим развитием, психическими, коммуникативными, биоэнергетическими и другими способностями, участием в физкультурно-спортивной деятельности, искусстве;

 

б) цели и задачи самосовершенствования, которые на основе этого владелец паспорта ставит перед собой;

 

в) успехи, которые ему удается достигнуть в реализации этих целей и задач: в сохранении и укреплении здоровья; в физическом совершенствовании; в повышении спортивного мастерства, в развитии определенных художественных способностей (в музыке, пении, изобразительном или декоративно-прикладном искусстве, литературном творчестве и т.д.), психических способностей (памяти, внимания, интеллекта и др.), биоэнергетических, коммуникативных, компенсаторных и других способностей; в техническом и научном творчестве; в преодолении каких-то своих слабостей и недостатков и т.д.

 

3-й раздел - "Спартианские награды". В этот раздел включаются сведения о спартианских наградах, полученных владельцем паспорта. Кроме этого в паспорте приводится текст Спартианского Кодекса, дается характеристика спартианского символа, девиза, лозунга и другой спартианской атрибутики.

 

5. Ежегодно в Клубе подводятся итоги работы по индивидуальным программам самосовершенствования и присуждаются специальные спартианские награды тем членам Клуба, которые имеют наибольшие достижения по указанным ниже показателям: в укреплении здоровья, в физическом совершенствовании; в спорте; в развитии художественных способностей в одной из сфер искусства (пение, музыка, изобразительное или декоративно-прикладное искусство, литературное творчество и т.п.) или в каких-то других областях духовно-творческой деятельности (наука, техника и т.п.); в развитии психических (память, интеллект и т.п.) или каких-то других способностей: коммуникативных (искусство общения), биоэнергетических и т.д.

 

Каждому из этих достижений наставник дает одну из следующих оценок: "высокое достижение"; "значительное достижение"; "не очень значительное достижение". При этом в первую очередь учитывается не выполнение владельцем паспорта какой-то стандартной нормы, не превышение им результатов других лиц и т.д., а то, насколько ему удалось превзойти свои собственные показатели, которые он имел раньше.

 

6. Руководство деятельностью Клуба осуществляет Совет, избираемый путем голосования членов Клуба.

 

7. Клуб "Царицыно" имеет свою эмблему, форму, девиз и талисман.

Категория: Иппотерапия | Добавил: Admin (08.06.2009)
Просмотров: 1630 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]